23 декабря 1999
258

Интервью члена Общественной палаты РФ, президента Международного общественно-экономического союза (женщин) Лидии Блохиной

- Лидия Васильевна, при создании Общественной палаты РФ высказывались мнения, в основном, политологами о том, что этот орган вряд ли серьезно повлияет на политическую и социально-экономическую жизнь страны и поможет становлению демократического общества в России. Что Вы можете сказать по этому поводу?

- В Общественной палате Российской Федерации закончен организационный период, она приступила к своей работе. К палате можно относиться по-разному. Это естественно, потому что ее репутация еще только начинает формироваться. Действительно, ряд экспертов акцентируют внимание на отсутствие у Общественной палаты серьезных рычагов воздействия на законодательную и исполнительную власть. Но нельзя не заметить, что возникновение нового демократического института в России связано со значительными общественными ожиданиями. Ряд социологических опросов показывают - более 60% наших граждан считают, что позиция палаты будет приниматься в расчет Государственной Думой, и 85% - что ее будет учитывать Президент России. Иначе говоря, те, кто верит в благие намерения Общественной палаты, отнюдь не склонны ожидать, что ее голос окажется "гласом вопиющего в пустыне".
На наш взгляд, Общественная палата РФ может стать не только важным инструментом обеспечения политической и социально-экономической стабильности, формирования столь необходимых нам согласия и солидарности во имя будущего страны, но и настоящим локомотивом развития демократического гражданского общества в России. И очень обнадеживает то, что женщины смогут играть важную роль в этом процессе. Ведь их в составе палаты более четверти. Зная многих из них по предыдущей общественной деятельности, не сомневаюсь в том, что к своей работе в Общественной палате женщины отнесутся с присущей им ответственностью. А это залог того, что голос российских женщин будет услышан на самом высоком государственном уровне.

- Вы затронули вопрос о роли и месте женщин в работе Общественной палаты. Однако общеизвестно, что процент женщин в политике, органах власти Российской Федерации гораздо ниже, чем в развитых странах мира. Влияет ли это на качество принимаемых государственных решений? Как бы могло повлиять на жизнь страны изменение этой ситуации?

- Действительно интеграция женщин России в общественное развитие, политику и во властные структуры идет пока очень медленно. Россия находится на 120-м месте среди стран мира по количеству женщин, занятых в органах власти. По этим показателям она отстает не только от развитых стран мира, но даже от африканских и латиноамериканских стран. Женщины практически не допускаются на уровень принятия государственных решений.
В высших законодательных и исполнительных органах власти женщин - единицы. Подобным образом обстоят дела и в регионах. Во всяком случае участие женщин во всех сферах жизнедеятельности неадекватно их участию в управлении, ведь пока только 9% женщин занимают в государственном управлении высокие посты и лишь около 1% - высшие руководящие посты.
В парламенте и без того небольшой процент женщин сокращается год от года: 1993 г.- 12 %, 1995 - 10%, 1999 - 7%, и в нынешней Государственной Думе число женщин составляет всего около 8%. Подобная ситуация, мягко говоря, парадоксальна, потому что ООН уже давно предложила один из главных организационных принципов власти: без полного участия и наделения властными полномочиями женщин не может быть найдено устойчивых решений в обществе, которому угрожают социальные, экономические и политические проблемы.
Убеждена, что только паритетное участие мужчин и женщин в структурах государственной власти гарантирует принятие сбалансированных политических, социальных, экономических решений, а потому обеспечивает устойчивое развитие любой страны. Этот вывод основан на мировой практике, которая показывает, что назначение женщин на руководящие посты напрямую влияет на стратегию социального и экономического развития страны. Появление женщин на властном Олимпе позволяет максимально эффективно и быстро решать прежде всего вопросы, связанные с образованием, культурой и социальной поддержкой граждан. И парламент по-настоящему занимается этими проблемами только тогда, когда в нем не менее 20% женщин.

- Вернемся к работе Общественной палаты РФ. Расскажите, пожалуйста, какие приоритеты расставлены в деятельности Комиссии, в которую Вы вошли, чем лично Вы будете заниматься в палате?

- Хочу заметить, продолжая ранее затронутую тему, что для успешной интеграции российских женщин в политику и общественную деятельность принципиальное значение имеет динамика формирования в стране гражданского общества. Вот почему, повторюсь, деятельность женщин в Общественной палате приобретает исключительно важное общественно-государственное значение. И чтобы соответствовать масштабу задачи, мы должны сосредоточить свои усилия на тех направлениях деятельности палаты, где сможем быть максимально полезны.
Я являюсь членом Комиссии Общественной палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии, которой руководит известный политолог Вячеслав Никонов. Как председатель Комиссии он обозначил главную цель ее работы: вывести гражданское общество в России на уровень развитых государств мира.
Для выполнения поставленной цели предусмотрен масштабный план работы по целому ряду направлений. Помимо оперативного реагирования Общественной палаты на текущие события, запланировано проведение конференций и заседаний круглого стола в сфере двустороннего сотрудничества России с целым рядом государств. Предусматривается общественное измерение деятельности неправительственных организаций по проблемам миграции. Большое внимание уделяется отношениям с государствами СНГ, Евросоюза и Организацией Объединенных Наций. Значительная часть работы комиссии будет посвящена международному сотрудничеству женских общественных организаций, развитию женской, молодежной и студенческой общественной дипломатии, а также проблемам арктических и малых народов. Именно здесь я и вижу основную сферу приложения своих сил и возможностей.

- Несмотря на то, что Общественная палата только приступает к работе, цели и задачи, которые ставит перед собой комиссия, серьезны и масштабны. Определены ли какие-то конкретные меры для их решения?

- Я понимаю, что эта сфера весьма масштабна и вряд ли следует стремиться объять необъятное. Всегда в своей деятельности руководствуюсь простым жизненным принципом: "конкретные дела важнее вороха красивых слов". Поэтому на то время, которое буду работать в Общественной палате, я определила для себя несколько конкретных приоритетов.
Прежде всего, это активизация работы по выполнению в Российской Федерации положений Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин - в увязке с такими целями развития, определенными ООН, как борьба с бедностью, прежде всего, в женской среде, и расширение прав и возможностей женщин. Как известно, в сентябре 2000 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялся так называемый Саммит Тысячелетия. В итоговом коммюнике саммита мировые лидеры пообещали вдвое сократить количество людей, живущих в крайней нищете к 2015, и подписали Декларацию Тысячелетия ООН, в которой были определены цели развития тысячелетия. Эти цели должны помочь определить и расставить по порядку национальные приоритеты создания среды, которая будет способствовать процессам развития и искоренению бедности. В сентябре 2002 г. в Организации Объединенных Наций состоялась крупнейшая в истории встреча лидеров земного шара, которые согласовали комплекс эпохальных, имеющих временную привязку и поддающихся количественному измерению мер, целей и задач. Это стало впоследствии называться общим именем: "Цели в области развития, сформулированные на Саммите тысячелетия". Они направлены на ликвидацию крайней нищеты и голода, обеспечение всеобщего начального образования, поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин, сокращение детской смертности, улучшение охраны материнства, борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями, обеспечение экологической устойчивости, формирование глобального партнерства в целях развития. Правительства взяли на себя обязательства регулярно представлять доклады в ООН о состоянии и динамике решения этих проблем в своих странах.
Последний доклад был представлен Россией Комитету ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин в 2002 г. Примерно в тот же период был принят Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005г.г., который уже закончил свое действие, а новый не принимается. Однако заметного улучшения положения российских женщин не происходит, особенно с точки зрения их материального положения. Женщины продолжают нести на себе самую большую долю тягот бедности. По ряду оценок более половины всех бедных составляют женщины. Причем наибольшая концентрация бедности сосредоточена среди одиноких женщин и матерей-одиночек от 25 до 45 лет. А их сегодня из 40 млн. матерей - почти 10 млн. Четвертая часть домохозяйств в России возглавляется женщинами, и их доход является единственным источником формирования семейного бюджета, а заработная плата женщин в среднем по стране продолжает оставаться ниже на треть, чем у мужчин. Безработица имеет также женское лицо, более половины безработных составляют женщины. Более того, последние исследования показывают, что положение сельских женщин значительно ухудшилось. Так, если за последние три года численность занятых в сельском хозяйстве мужчин сократилась на 4%, то женщин - на 23%, а уровень оплаты труда женщин снизился на 14%. В целом же в сельской местности масштабы бедности в 6-8 раз превышают предельно допустимый уровень.
Вот почему мы считаем актуальной постановку проблемы о подготовке альтернативного доклада о положении российских женщин Комитету ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Причем, прежде всего, в свете одной из Целей развития тысячелетия ООН, направленной на борьбу с бедностью. В этой связи в плане работы Комиссии Общественной палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии предусмотрено проведение ряда круглых столов в Москве, Брянске, Белгороде и других мероприятий.

- Известно, что Ваша деятельность в последние годы была непосредственно связана с женщинами-предпринимателями, оказанием им помощи, защитой их интересов. Поможет ли Ваш общественный статус продолжить все начинания в этой сфере на новом уровне?

- Безусловно, тем более что мы понимаем - основной формой борьбы с "феминизацией бедности" должна стать работа по повышению занятости женщин на рынке труда и устранение дискриминации в сфере заработной платы и доходов.
Убеждена, что здесь чрезвычайно важную роль должно сыграть развитие женского предпринимательства, особенно малого и среднего. Но, как это ни странно, в нашей стране на федеральном уровне сегодня нет закона, который был бы направлен на поддержку и развитие женского предпринимательства. Более того, у нас даже нет закона, который бы формировал основные принципы государственной политики в отношении развития малого и среднего бизнеса. Поэтому следующим основным приоритетом моей работы в Общественной палате будет всемерное содействие принятию Федерального закона о поддержке малого и среднего предпринимательства, и прежде всего женского.

- Продолжая тему роли женщин в экономике, не могу не спросить, каковы в этом вопросе Ваши приоритетные задачи?

- Говоря об участии женщин в экономике, не могу не выделить в качестве приоритетной сегодня задачи консолидацию женского общественно-экономического движения в целях содействия росту экономической активности женщин. Причем не только внутри России, но и на международном уровне, прежде всего в экономическом пространстве СНГ. Такая постановка вопроса представляется особо актуальной в контексте тех интеграционных и глобализационных процессов, которые происходят в мире. В палате я представляю Международный Общественно-Экономический Союз (женщин) (МОЭС), созданный при поддержке администрации президента РФ, руководства ряда стран СНГ, Исполнительного комитета СНГ. Нами уже достаточно многое сделано для объединения усилий женщин-предпринимателей государств СНГ в целях интеграции в единое экономическое и информационное пространство для коммерческой и общественно-значимой деятельности, на совместную интеллектуальную модернизацию перспектив и возможностей для женского предпринимательства, для поддержки и реализации на международном уровне интересов малого и среднего женского предпринимательства.
Я уверена, что это придает существенный импульс процессам интеграции женщин в общественное развитие и в полной мере отвечает интересам динамичного политического и социально-экономического развития России и стран СНГ, их цивилизованному вхождению в мировое сообщество.

- В последнее время интеграционные проблемы на постсоветском пространстве становятся все острее. Не буду их перечислять, они общеизвестны. Не считаете ли Вы, что пора активизировать такие формы общения между нашими народами, которые помогли бы выйти из тупиков политикам?

- В контексте развития международного женского общественно-экономического движения значительное внимание, безусловно, я буду уделять вопросам развития женской общественной дипломатии. Тем более что в этой сфере у нас такой богатый опыт. Ведь вся наша работа в МОЭС и является по своей сути народной дипломатией. У нас такое количество замечательных человеческих контактов с женщинами Украины, Белоруссии, Казахстана и многих других стран СНГ, что было бы большим грехом не использовать их во благо наших народов и стран. В последнее время такие же живые контакты завязались у нас и женщинами Канады, США и ряда европейских стран. Так что уверена - в этом направлении наша работа будет носить очень продуктивный характер.

- По каким еще направлениям, помимо перечисленных, Вы собираетесь работать?

- Помимо главных приоритетов своей работы в Комиссии Общественной палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии, не могу отставить без внимания такой важный вопрос, как проблема миграции. Проблема во многом болезненная. Вокруг нее наслоилось множество сопутствующих проблем и спекуляций. Между тем, новый закон о миграции до сих пор не принят. Полагаю, что Общественная палата в лице нашей комиссии должна придать решению проблем миграции дополнительный импульс. В целом же я надеюсь своей работой способствовать тому, чтобы комиссия Общественной палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии действительно стала выразителем всего спектра мнений по международным вопросам, который существует в российском обществе.

При перепечатке, воспроизведении и распространении в любом объеме информации с сайта Общественной палаты РФ ссылка на www.oprf.ru обязательна.

23.12.1999
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/4/publications/104
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован